Собор - это всероссийское Общественно-политическое движение, ядром которого является одноименная Межрегиональная патриотическая общественная организация. 8-950-747-79-01 Соборность - это свобода и единство людей на основе абсолютных ценностей. 8-950-747-79-01 Русский имперский национализм - это политическая идеология Собора. 8-950-747-79-01

О борьбе с коррупцией



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 1997 г. N 1892-II ГД

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять Федеральный закон "О борьбе с коррупцией".

2. Направить указанный Федеральный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации

Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Принят

Государственной Думой

14 ноября 1997 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и свобод граждан, защиту общественных интересов, обеспечение безопасности государства, функционирования законодательной, исполнительной и судебной власти и органов управления, лиц, занимающих государственные должности, и лиц, приравненных к ним, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации путем выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных.

Настоящий Федеральный закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении обществом, на формирование и укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных кадров к поступлению на государственную или муниципальную службу, создание условий для неподкупности этих кадров.

 

Статья 2. Основные понятия

 

1. Под коррупцией в настоящем Федеральном законе понимаются не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность и включают:

правонарушения, создающие условия для коррупции и предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона;

коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления, принятия имущественных и неимущественных благ и преимуществ и предусмотренные статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона.

2. Государственные функции - предметы ведения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации к полномочиям государства, его органов и лиц, занимающих государственные должности.

3. Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

4. Должностное лицо, занимающее особо ответственное положение, - лицо, занимающее государственную должность, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации, или федеральными законами, или конституциями и уставами субъектов Российской Федерации (государственная должность категории "А").

5. Юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации всех организационно-правовых форм.

6. Коммерческие организации - юридические лица, существующие в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

7. Некоммерческие организации - юридические лица, существующие в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), автономных некоммерческих организаций, некоммерческого партнерства и в других предусмотренных законом формах.

8. Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (ассоциации и союзы), некоммерческие организации, за исключением организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственно-потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

9. Имущество - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также услуги, в том числе имущественного характера.

 

Статья 3. Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией

 

1. За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании настоящего Федерального закона несут ответственность все должностные лица, занимающие государственные должности категории "А", а также указанные в настоящей статье должностные и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним.

2. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, относятся:

а) государственные служащие в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также должностные лица, получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;

б) лица, занимающие соответствующие должности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, создаваемых в предусмотренном законом порядке;

в) должностные лица государственных хозяйствующих субъектов или хозяйствующих субъектов, в имуществе которых суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет не менее половины;

г) помощники выборных лиц, занимающих государственные должности категории "А", получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти;

д) народные и присяжные заседатели в судах, а также иные граждане, участвующие в отправлении правосудия;

е) лица, в установленном законом порядке постоянно или временно участвующие в выполнении государственных функций на общественных началах либо в порядке частной деятельности.

3. К лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, при применении настоящего Федерального закона приравниваются:

а) лица, избранные в органы местного самоуправления;

б) служащие, постоянно или временно работающие (проходящие службу) в органах местного самоуправления и получающие денежное вознаграждение из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти либо органами местного самоуправления;

в) должностные лица муниципальных хозяйствующих субъектов;

г) руководящий, преподавательский состав образовательных учреждений и командно-начальствующий состав военно-учебных заведений;

д) лица, в установленном законом порядке постоянно или временно участвующие в выполнении функций местного самоуправления на общественных началах либо в порядке частной деятельности;

е) граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве кандидатов на занятие выборных государственных должностей и в качестве кандидатов в члены выборных органов государственной власти, а также выборных органов местного самоуправления.

4. К числу субъектов коррупционных правонарушений относятся физические и юридические лица, противоправно предоставляющие имущественные и неимущественные блага и преимущества лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним.

 

Статья 4. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации, в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, а за пределами территории Российской Федерации действует на основании международных договоров Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации и юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией. Уголовная ответственность и наказание предусматриваются соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право в пределах своих полномочий принимать законы и иные нормативные правовые акты, направленные на борьбу с коррупцией, не противоречащие Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, указанные нормативные правовые акты считаются не действующими со дня их принятия.

 

Статья 5. Основные начала борьбы с коррупцией

 

Борьба с коррупцией, создание условий для неподкупности лиц, перечисленных в пунктах 1 - 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются на основе:

а) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

б) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

в) признания допустимости ограничения прав и свобод лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации;

г) установления в соответствии с принципом равенства всех граждан перед законом и судом ответственности лиц, перечисленных в статье 3 настоящего Федерального закона, за нарушение законодательства Российской Федерации о борьбе с коррупцией;

д) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации вредных последствий коррупционных правонарушений;

е) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним; установления денежного вознаграждения и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;

ж) принятия обязательств и ограничений лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, и лицами, приравненными к ним, при вступлении в соответствующую должность после ознакомления их с мерами ответственности за коррупцию;

з) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за ней;

и) осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с коррупцией, а также на основе принятия специальных мер финансового контроля;

к) недопустимости для должностных лиц органов государственной власти занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов, в том числе на безвозмездной основе.

 

Статья 6. Органы, ведущие борьбу с коррупцией

 

1. Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий ведут органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и другие правоохранительные органы.

В указанных органах могут учреждаться специализированные подразделения по борьбе с коррупцией.

К борьбе с коррупцией привлекаются общественные объединения и граждане в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Руководители всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований статей 7 - 10, 14 - 17 настоящего Федерального закона и применение предусмотренных в них дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные и юридические службы.

3. Специальным органом по борьбе с коррупцией является Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, которая ежегодно представляет Президенту Российской Федерации, Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации доклад о борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

 

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

 

Статья 7. Специальное требование к лицам, претендующим на выполнение государственных функций

 

Лица, которые претендуют на выполнение государственных либо приравненных к ним функций, принимают на себя установленные настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса, основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах; при этом указанные лица ставятся в известность о правовых последствиях таких действий.

Непринятие ограничений влечет отказ в привлечении лица к выполнению государственных функций либо увольнение или иное освобождение от выполнения указанных функций в предусмотренном законом порядке.

 

Статья 8. Меры финансового контроля

 

1. Лица, которые претендуют на выполнение государственных либо приравненных к ним функций, в статусе должностного лица либо должностного лица, занимающего особо ответственное положение, за исключением лиц, указанных в подпункте "д" пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения:

о доходах (личных и супруга), включая оцененные в денежном выражении все имущество, а также услуги имущественного характера, поступления, полученные из всех источников;

о личном имуществе и об имуществе, составляющем общую, совместную собственность супругов, которое входит в объект налогообложения, в том числе которое находится за пределами территории Российской Федерации, с указанием оценочной стоимости и места нахождения указанного имущества;

о вкладах в банковских учреждениях, в том числе за пределами территории Российской Федерации, с указанием банковского учреждения, номеров банковских счетов, под которыми указанные должностные лица имеют право подписи, а также о финансовых средствах, которыми данные лица вправе распоряжаться лично или совместно с другими лицами;

о ценных бумагах, законными владельцами которых они являются;

о своем прямом или об опосредованном участии в качестве акционера или учредителя (участника) оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли участия в уставном капитале и полных банковских и иных реквизитов указанных организаций;

о трастах и о государствах, в которых они зарегистрированы, с указанием номеров соответствующих банковских счетов, если должностное лицо или его супруг является бенефициаром этих трастов;

о названиях и реквизитах других организаций, у которых с должностным лицом имеются договорные отношения, соглашения или обязательства (в том числе и устные) по пользованию материальными и финансовыми средствами, принадлежащими должностному лицу или его супругу, или по временному хранению указанных средств;

о получении в пользование по доверенности имущества стоимостью свыше двухсот минимальных размеров оплаты труда;

о задолженности на сумму свыше ста минимальных размеров оплаты труда;

об иных обязательствах финансового характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Все должностные лица ежегодно в период выполнения предусмотренных пунктом 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций, а затем ежегодно в течение трех лет после освобождения от их выполнения, в том числе после выхода на пенсию, представляют в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию, в которой сообщают указанные выше сведения и следующие данные:

о совершенных после представления предыдущей декларации имущественных сделках на сумму свыше двухсот минимальных размеров оплаты труда;

о принятых в отчетный период подарках, материальных благах и услугах общей стоимостью свыше двух минимальных размеров оплаты труда с указанием перечня принятого, оцененного в денежном выражении, а также источников поступления.

Указанные лица представляют по месту работы справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

2. Непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений, перечисленных в настоящей статье, в случае, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, является основанием для отказа в наделении лица соответствующими полномочиями либо влечет увольнение или иное освобождение его от выполнения предусмотренных пунктом 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций.

Те же действия, совершенные впервые в течение трех лет после выхода на пенсию или иного освобождения лица от выполнения предусмотренных пунктом 1 статьи 3 настоящего Федерального закона функций, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, налагаемым по представлению (протоколам) органов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Повторное совершение таких действий в указанный срок влечет штраф в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в том же порядке.

3. Сведения о размерах и об источниках доходов лиц, занимающих государственные должности категории "А", подлежат ежегодной публикации в официальных изданиях государственных органов Российской Федерации, или субъектов Российской Федерации, или органов местного самоуправления в зависимости от статуса соответствующего лица. В том же порядке должны быть опубликованы сведения о доходах лиц, претендующих на занятие государственных должностей категории "А", при выдвижении их кандидатур.

4. Банковские учреждения обязаны проинформировать соответствующие налоговые инспекции об открытии счетов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности или о финансовых операциях своих клиентов - физических лиц - на сумму, в течение тридцати дней двухсоткратно превысившую минимальный размер оплаты труда, в пятидневный срок со дня открытия счетов или выявления соответствующих финансовых операций. Нарушение этого требования влечет взыскание налоговой инспекцией с банковского учреждения штрафа в размере, трехкратно превышающем размер сумм проведенных финансовых операций, о которых не представлена информация. В случае повторного нарушения налагается штраф в размере, десятикратно превышающем размер сумм проведенных финансовых операций, о которых не представлена информация, или банковское учреждение может быть лишено лицензии на осуществление банковских операций.

5. Ведение в банковских учреждениях счетов на предъявителя (без указания сведений о клиенте) запрещается; нарушение этого требования влечет лишение банковского учреждения лицензии на осуществление банковских операций.

Запрещается заключение гражданско-правовых сделок не под своим именем - на подставных лиц, анонимно, под псевдонимом и других. Указанные сделки признаются ничтожными в установленном законом порядке.

6. Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций (за исключением лиц, указанных в подпункте "д" пункта 2 статьи 3), или лица, приравненные к ним в соответствии с пунктом 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, при открытии личных счетов в российском или иностранном банковском учреждении обязаны в трехдневный срок письменно уведомить налоговую инспекцию по месту жительства о номерах своих банковских счетов и реквизитах банковского учреждения.

Непредставление такого уведомления влечет увольнение или иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке.

7. Физические и юридические лица, которые участвуют а выполнении функций по управлению или распоряжению федеральной государственной собственностью, представляют отчеты о всех сделках имущественного характера, связанных с федеральной государственной собственностью и финансовой деятельностью, в Министерство экономики Российской Федерации, а лица, участвующие в управлении или распоряжении государственной собственностью Российской Федерации и муниципальной собственностью, - в соответствующие органы субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

8. Поступающие в налоговые инспекции сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Разглашение таких сведений, если в содеянном не содержатся признаки уголовно наказуемого деяния, влечет увольнение виновного лица. Данные сведения представляются только по запросам органов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

 

Статья 9. Деятельность, не совместимая с выполнением государственных функций

 

1. Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением лиц, указанных в подпункте "д" пункта 2 и подпунктах "в" и "д" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона), запрещается занимать другие должности, а также запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту):

на всех иностранных предприятиях, в иностранных учреждениях, организациях или на всех предприятиях, в учреждениях, организациях с иностранными инвестициями;

в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях различных организационно-правовых форм и в общественных объединениях в Российской Федерации, деятельность которых подконтрольна, подотчетна органу, в котором указанные лица состоят на службе, если иное прямо не предусмотрено законом.

2. Лицам, которые занимают государственные должности категории "А" и порядок назначения или избрания которых регулируется Конституцией Российской Федерации, запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту); указанным лицам не запрещается заниматься оплачиваемой творческой, научной, преподавательской, лечебной деятельностью, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Другим должностным лицам из числа лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним (за исключением лиц, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 2 и подпунктах "в" и "д" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона), запрещаются любые оплачиваемые совместительство, работа по договору (контракту), за исключением оплачиваемой творческой, научной, преподавательской, лечебной деятельности, при соблюдении положений пункта 1 настоящей статьи, если такая деятельность не наносит ущерб государственной службе, выполняемым служебным обязанностям и не используется как средство подкупа или иного необоснованного обогащения этих лиц.

3. Должностным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, в том числе должностным лицам, занимающим особо ответственное положение (за исключением лиц, указанных в подпунктах "г", "д" и "е" пункта 2 и подпунктах "в" и "д" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона), запрещается лично заниматься предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законом функций: путем голосования самостоятельно или через представителя посредством принадлежащих им акций (паев, долей участия) либо путем принятия решений органами управления предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. Указанные должностные лица в течение месяца после вступления в должность или после начала выполнения государственных функций в ином порядке обязаны передать в установленном законом порядке в доверительное управление на время выполнения этих функций принадлежащие им ценные бумаги, имущество, вклады в предприятия, а также иные ценности, использование которых влечет получение доходов, и немедленно письменно уведомить об этом налоговую инспекцию по месту жительства.

4. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, занимающееся деятельностью, не совместимой с выполнением этих функций, подлежит увольнению или иному освобождению от выполнения соответствующих функций в установленном законом порядке. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, освобожденное от выполнения указанных функций в связи с занятием деятельностью, не совместимой с выполнением этих функций, не может быть вновь уполномочено на выполнение таких функций до тех пор, пока не прекратит заниматься указанной в настоящей статье деятельностью.

 

Статья 10. Недопустимость совместного прохождения службы близкими родственниками или свойственниками

 

Лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и лица, приравненные к ним (за исключением лиц, указанных в подпунктах "г", "д" и "е" пункта 2 и подпункте "в" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона), не могут занимать должности, находящиеся в прямой подчиненности, подконтрольности либо подотчетности должностям, занимаемым их близкими родственниками или свойственниками (родителями, супругами, братьями, сестрами, детьми, а также братьями, сестрами, родителями и детьми супругов), за исключением прямо установленных законодательством Российской Федерации случаев.

Лица, нарушающие требования настоящей статьи, в случае, если они добровольно в течение трех месяцев с момента обнаружения указанного нарушения его не устранят, подлежат переводу на должности, исключающие такие подчиненность, подконтрольность либо подотчетность, а при невозможности такого перевода один из указанных служащих подлежит увольнению. Лица, уволенные по указанным основаниям, имеют право поступления на государственную службу в другие государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации.

Лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним, запрещается принимать участие в подборе и назначении на должности лиц, которые являются их близкими родственниками или свойственниками, или каким-то иным образом влиять на этот процесс.

 

Статья 11. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них

 

1. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

а) использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета и связей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, если это не входит в круг полномочий указанных лиц и не предусмотрено законом;

б) использование своего статуса при решении вопросов, затрагивающих личные интересы указанных лиц либо интересы их близких родственников или свойственников;

в) оказание неправомерного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений;

г) участие в качестве поверенных физических или юридических лиц по делам органа, в котором лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, или лица, приравненные к ним, состоят на службе, либо по делам органов, подчиненных указанным лицам, либо по делам органов, деятельность которых указанные лица контролируют;

д) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если данная информация не подлежит официальному распространению;

е) несвоевременное доведение или доведение в неполном объеме до сведения физических и юридических лиц информации о правовых актах, регулирующих их взаимоотношения с лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним;

ж) необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также задержка, передача недостоверной или неполной информации;

з) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

и) передача государственных или муниципальных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;

к) использование финансовых и материальных ресурсов других физических и юридических лиц в собственных интересах либо в интересах других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним;

л) нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а также порядка решения иных вопросов, находящихся в компетенции лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним;

м) дарение подарков и оказание неслужебных услуг материального характера вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

н) заключение пари, внесение ставок на ипподромах и участие в других азартных играх денежного или иного имущественного характера;

о) передача финансовых и материальных ресурсов, принадлежащих государственным фондам, государственным или муниципальным хозяйствующим субъектам, а также хозяйствующим субъектам, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в которых составляет не менее половины;

п) искусственное создание препятствий физическим и юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

р) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за ней.

2. Совершение лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, какого-либо из указанных в настоящей статье правонарушений, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение в установленном законом порядке одного из следующих дисциплинарных взысканий: понижение в должности, увольнение от должности.

В случае совершения лицами, указанными в подпункте "е" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, какого-либо из указанных в настоящей статье правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая обязана в течение пяти дней со дня поступления материалов довести до сведения избирателей путем опубликования или иным способом факт правонарушения, допущенного кандидатом.

3. Законодательством о порядке выполнения государственных функций (о статусе судей, о прохождении службы отдельными категориями государственных служащих, об иных возможных субъектах правонарушений, связанных с коррупцией) могут устанавливаться другие, помимо изложенных в настоящем Федеральном законе, ограничения и запреты, направленные на предупреждение коррупции; ответственность соответствующих лиц устанавливается в порядке, предусмотренном специальными законодательными актами.

 

Глава III. КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ

 

Статья 12. Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным принятием имущественных и неимущественных благ и преимуществ

 

1. Коррупционными правонарушениями являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:

а) принятие за свою деятельность любого дополнительного вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, в которых указанные лица не выполняют соответствующие функции, а также от негосударственных организаций, общественных объединений, физических лиц, если иное не предусмотрено законом.

Денежные средства, поступившие на счет лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, без ведома указанного лица, а также средства, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение настоящего подпункта, подлежат трехдневный срок после их обнаружения перечислению в федеральный бюджет с представлением письменного объяснения об обстоятельствах поступления таких средств;

б) принятие подарков или услуг в связи с исполнением государственных или приравненных к ним функций либо от лиц, зависимых по службе, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Общая стоимость полученных в течение года указанных подарков и услуг не может превышать двух минимальных размеров оплаты труда.

Подарки или услуги, указанные в настоящем подпункте, поступившие без ведома указанного лица, а также подарки, полученные им в связи с выполнением соответствующих функций в нарушение абзаца первого настоящего подпункта, подлежат безвозмездной сдаче в специальный государственный фонд в семидневный срок или по желанию лица, к которому они поступили, и с согласия вышестоящего должностного лица - выкупу из указанного фонда по рыночным розничным ценам, действующим в Российской Федерации на момент выкупа. Вырученные денежные средства специальный государственный фонд перечисляет в федеральный бюджет;

в) принятие приглашений в поездки по стране и в зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, за исключением поездок:

по приглашению близких родственников за их счет;

осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти Российской Федерации и государственными органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций;

осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих, профессиональных, гуманитарных мероприятиях за счет средств соответствующих общественных объединений и фондов, в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности общественных объединений по приглашениям их иностранных партнеров;

г) использование в личных, групповых и иных неслужебных интересах предоставляемых им для выполнения государственных функций помещений, средств транспорта и связи, электронно - вычислительной техники, денежных средств или государственного имущества в случаях, если это не предусмотрено законом и наносит ущерб государственным или муниципальным интересам;

д) использование не предусмотренных законом преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

2. Члены семьи лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, или лица, приравненного к нему, не вправе принимать подарки и услуги, приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет иностранных физических и юридических лиц, физических и юридических лиц Российской Федерации, с которыми указанное лицо связано по службе. Лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, обязано в семидневный срок безвозмездно сдать незаконно полученные членами его семьи подарки в специальный государственный фонд и возместить стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в федеральный бюджет.

3. Совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, какого-либо из коррупционных правонарушений, если такое правонарушение не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, или увольнение либо иное освобождение от выполнения государственных функций в установленном законом порядке. Решение о применении наказания может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.

Незаконно полученные подарки и денежные средства подлежат конфискации по решению суда в порядке, предусмотренном статьей 243 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость незаконно полученных услуг взыскивается с виновного лица по решению суда и перечисляется в федеральный бюджет.

Суд рассматривает также дела по искам органов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В случае совершения лицами, указанными в подпункте "е" пункта 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, какого-либо из указанных правонарушений органы, ведущие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответствующую избирательную комиссию, которая в течение пяти дней после поступления материалов обязана довести до сведения избирателей путем опубликования или иным способом факт правонарушения, допущенного кандидатом.

Примечание. Под членами семьи в настоящем Федеральном законе понимаются лица, состоящие в близких родственных отношениях с лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицом, приравненным к нему, и иные лица, совместно с ним проживающие и ведущие совместное хозяйство.

 

Статья 13. Ответственность физических и юридических лиц за незаконную выплату вознаграждений лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним

 

1. Физические лица, предоставившие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконные материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги в случаях, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния и если не было вымогательства, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и других уполномоченных на то законом органов и должностных лиц.

2. Юридические лица и иные организации, предоставляющие сверх предусмотренных законами и иными правовыми актами материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги лицам, уполномоченным на исполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, в случае, если не было вымогательства, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные повторно в течение трех лет со дня наложения взыскания, влекут прекращение деятельности виновного юридического лица в установленном законом порядке.

Примечание. Не подлежат ответственности физические и юридические лица, предоставившие лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконные материальное вознаграждение, подарки, льготы либо услуги и добровольно заявившие об этом в правоохранительные органы в течение семи дней.

 

Статья 14. Ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций за неправомерную предпринимательскую деятельность, получение неправомерных доходов

 

1. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения, организации, финансируемые из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, занимающиеся предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законом функций и целей деятельности либо принимающие имущественные и неимущественные блага и преимущества помимо указанных источников финансирования, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией незаконно полученных сумм или незаконно переданного имущества по представлению (протоколам) органов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций, финансируемых из бюджетной системы Российской Федерации, целевых внебюджетных фондов или валютных фондов, создаваемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, за деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

 

Глава IV. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Статья 15. Взыскание незаконно полученного имуществ а или стоимости незаконно предоставленных услуг

 

1. Во всех случаях необоснованного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно предоставленных услуг - взысканию в доход государства.

В случае, если лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, или лицо, приравненное к нему, отказывается добровольно сдать незаконно полученное имущество либо оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно предоставленных услуг, это имущество или соответствующая стоимость подлежат взысканию судом в доход государства по иску прокурора, налоговой службы, органов Министерства финансов Российской Федерации либо других органов и должностных лиц, уполномоченных на то законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, денежные средства и иные принадлежащие правонарушителю ценности.

2. Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговую инспекцию по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах.

 

Статья 16. Отмена актов, аннулирование действий, совершенных в результате правонарушений, связанных с коррупцией

 

Противоправные акты и действия, совершенные в результате правонарушений, связанных с коррупцией, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, аннулируются органом либо должностным лицом, уполномоченными на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц или прокурора.

Судом могут быть аннулированы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации также другие акты и действия, предусмотренные в настоящей статье.

 

Статья 17. Ответственность руководителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией

 

Руководители федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, не принимающие в пределах своих полномочий меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных с коррупцией, либо принимающие указанные меры с нарушением настоящего Федерального закона, либо не представляющие соответствующую информацию в налоговую инспекцию по месту жительства виновных лиц, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния наказываются судом в административном порядке штрафом в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда по представлению (протоколам) органов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Те же действия, совершенные повторно, наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, или отстранением от должности, или увольнением от должности в установленном законом порядке.

 

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

Наверх